Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
Всего 122 человека
Голосование
В субботу вы хотели бы:
Всего 116 человек
Голосование
Каковы по вашему мнению причины употребления наркотиков?
Всего 85 человек
Голосование
По вашему мнению, Наркоман - это
Всего 114 человек
Голосование
Наркомания - одна из серьезнейших проблем белорусского общества, так ли это?
Всего 99 человек
Голосование
Ваше отношение к здоровью?
Всего 285 человек
Голосование
Какой у Вас самый любимый предмет?
Всего 620 человек
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Всего 316 человек

ДРЕВНОСТЬ В ТОПОНИМАХ ТУРОВЩИНЫ

Дата: 30 апреля 2016 в 09:43, Обновлено 30 апреля 2016 в 09:43
Автор: Мороз Т. П.

Н.А. Саскевич

ДРЕВНОСТЬ В ТОПОНИМАХ ТУРОВЩИНЫ*

 

Туровщиной называют междуречье Припяти и её правобережных притоков Горыни и Уборти в Беларуси. Тут один из самых больших в Беларуси массивов плодородных дерново-карбонатных почв ― площадью около 45 000 гектаров. Это земледельческий‚ ремесленнический и духовный оазис Беларуси ещё с дохристианских времён. В Х―ХII столетиях город Туров (теперь ― город Туров Житковичского района Гомельской области)  был среди важнейших политических центров Руси ― наравне с Новгородом и Полоцком. На рубеже Х и ХI веков тут была основана основана одна из древнейших епархий на Руси. Однако в летописях он упоминается значительно реже других русских городов того времени‚ поскольку в политической борьбе‚ которая в первую очередь описывается в летописях‚ земледельческий и духовный в своих истоках Туров участвовал значительно реже‚ чем‚ например‚ торговый и воинственный Полоцк. Безусловно‚ в Турове‚ центре просвещения‚ составлялись местные летописи‚ но в войнах‚ пожарах на протяжении тысячи лет они не сохранились.

Отдельные события на Туровщине могли быть отображены в названиях местностей (топонимах). В предисловии к Туровскому словарю один из его составителей Александр Антонович Кривицкий упоминает местность с названием Казаргать: «Весной же‚ в разлив‚ вода надолго заполняла все низины‚ заходя нередко и в деревни. Никогда не затапливала вода только Казаргать ― весьма значительную песчаную гряду‚ которая проходит через Туровщину недалеко от Ствиги» [i] (перевод с белорусского языка Н.А. Саскевича). В 1957 г. научный сотрудник Туровского районного краеведческого музея Парфён Антонович Щекотович записал об этом названии: «В 3-х километрах от Турова на запад есть стоянка древнего человека, которую ошибочно называют «Казаргаць», но «Казаргаць» как раз не это место, а гребля, соединяющая через болото Туровские поля с этой возвышенностью, на которой издревле находится еврейское кладбище. Объясняется это слово «Казаргаць» от последнего слога «гать», гатить, мостить. И прежде чем добраться до этого урочища «Казаргаць», то и нужно преодолеть эту «гать», греблю. А если попытаться в этом слове изменить первую букву, которая, видимо, произносится не совсем точно, и вместо «к» поставить «х», то получится слово «хазаргать» — гать хазаров, что, нам, думается, вполне правильно»[ii].

Хазары ― тюркского происхождения‚ в IХ―Х столетиях проживали в Нижнем Поволжье‚ на Дону и Северном Кавказе‚ имели иудейское вероисповедание. К середине Х ст.‚ после опустошительного похода их полководца Песаха на Русь‚ киевский князь стал вассалом иудейского царя Хазарии. Русь платила дань иудейскому каганату и воевала за его интересы. В 60-х годах Х ст. киевский князь Святослав разбил хазаров‚ захватил их столицу‚ и Хазария перестала существовать [iii].

В пользу догадки П.А. Щекотовича свидетельствует следующее.

Слог «хаз» фонетически чужой для туровского говора‚ в котором он звучит как «каз», «хазар» — «казар». «К», а не «х», писалось и в древних летописях: «В лето 6367… дань… козари имаху на полянъх, и на северъх, и на вятичъх, имаху по бълъ и въверицъ от дыма… Иде Святославъ на козары… и бывша брани, одолъ Святославъ козаремъ и град их Бълу Вежю взя»[iv].

На Туровщине встречаются названия местностей‚ которые местные люди связывают с завоевателями. Так‚ название деревни Рычёв‚ что в четырёх километрах на юг от Турова‚ возникла и закрепилась‚ по преданию‚ после разгромного ночного нападения туровцов на лагерь татар в долине реки Ствига‚ которые‚ прижатые к реке‚ без отогнанных коней‚ страшно кричали‚ «рычали» от безысходности‚ страха. Была ещё в 1950-х годах‚ до размытия рекой‚ местность с названием Татарина ― припятский луг у подножия наибольшей возвышенности возле деревни Погост и в её окрестности‚ на которое‚ по местному преданию‚ «за прэдком» вознёсся из реки Припять приплывший против течения чудотворный каменный крест и которую‚ как можно предполагать‚ защищали‚ и достойно‚ воины Туровщины. Под г. Давыд-Городок Столинского района Брестской области есть местность с названием «Татарская логчына» (лог). По Быховской летописи‚ тут в начале XVI столетия была победоносная для наших воинов битва с татарами. На Туровщине есть протока Тур из реки Ствига в Припять‚ которая когда-то могла быть и речкой. На ней‚ возле местной Свято-Стефановской церкви‚ находилась пристань‚ где ставили сотни челнов полешуки‚ которые приплывали поклониться чудотворному каменному кресту в день Воздвижения Честного и Животворного Креста Господня (27 сентября по новому стилю) и принять участие в большой ярмарке. По местному преданию‚ «Тур… того так     зовуць, шо у ём турок утопіуса. Ехау па тонкому лёду на коне, проваліуса да утопіуса. Глуміліса туркі над нашымі людзьмі. Людзі хаваліса од іх…” (Литвинко Анастасия  Григорьевна, 1913 г.р., д.Погост). По другому преданию‚ наши воины гнали турков от протоки Тур до реки Ствига‚ мало их перебралось через неё‚ где-то за рекой они закопали своё золото и удрали. По тем туркам и назвали протоку Тур (Саскевич Василий Игнатьевич‚ 1914 г.р.‚ д. Погост).

О способности туровцов к мужественной обороне свидетельствует и небывалая в истории Древней Руси десятинедельная безуспешная осада Турова в 1158 г. дружинами своих же семи русских князей[v]. Тем более эта способность должна была проявляться в борьбе с чужеземцами. Мужественно защищали Туров туровцы вместе с воинами Красной Армии и жителями окрестных деревень летом 1941 года‚ городок неоднократно переходил из рук в руки‚ захватчики смогли захватить его только после карательной экспедиции по окрестным деревням‚ сожжения ряда окрестных деревень и убийства сотен жителей ― 23 августа 1941 года‚ когда фронт был уже значительно восточнее (в соседней с Туровом деревне Запесочье каратели убили около 300 жителей‚ её название выбито в Хатыни) .

Как видим‚ в далёком прошлом туровский народ давал названия завоевателей приметным местностям или связывал с ними созвучные названия приметных местностей ― при этом местности эти‚ по преданиям‚ гибельные для завоевателей‚ героические для туровцов.

Потому есть основания полагать‚ что названием Казаргать туровский народ оставил потомкам память о своей победе над врагами. На гряде (гати‚ гребле) посреди болота или через болото могла произойти победоносная для туровцов битва с хазарами. Если в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» князь Олег с дружиной шли в поход «…отмстить неразумным хазарам...  за буйный набег…», то туровский народ «отмстил» им под родным городом. Название Казаргать ― тогдашняя поэтизация победы: множество убитых хазаров образовали гать. В летописях дреговичи‚ столицей княжества которых был Туров‚ отсутствуют среди племён‚ которые платили дань хазарам.

Таким образом‚ догадка П.А. Щекотовича о том‚ что «Казаргаць» надо понимать как «гать хазаров», имеет под собой лингвистическую‚ историческую и фольклорную основу.

 

[i]  Тураўскі слоўнік. Т.1. — Мінск: Навука і тэхніка, 1982. — С. 9—10.

[ii] Дело №1 с материалами по истории Турова и Туровщины. Туровский районный краеведческий музей. Народные предания о Турове и Туровщине. С. 3. — П.А. Щекотович, 29 апреля 1957 г.

[iii] Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. — СПб., 1994. — С. 18, 20, 23.

[iv] «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси).  — М., 1969. — С. 32, 48.

[v] Полное собрание русских летописей, т.2. — М.–Л.,1961. — Cтб. 491—492.

 

*В основу статьи положена статья в газете “Веды” (г.Минск)  за  02.04.1999 г.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.