Конспект психологического занятия
Формирование адекватной самооценки у подростков
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Задачи: формирование адекватной самооценки.
Целевая группа: учащиеся в возрасте 12 – 15 лет.
Количество участников: от 7 до 15 учащихся
Продолжительность занятия: 40 минут.
Материалы и оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников.
Ход занятия:
- Упражнение-активатор «Калейдоскоп»
Цель: Эмоциональный разогрев, создание предпосылок к осознанию внутренних и внешних проявления эмоциональных переживаний.
Содержание: Ведущий просит каждого участника представить себя какой-либо частью тела. Затем он называет одну за другой эмоции, а участники должны их выразить той частью тела, которую выбрали.
После выполнения задания участники делятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было легче передавать. Как правило, оказывается, что человек в основном показывает свои эмоции позой, мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но ни как ни спиной, животом. (У ребят могут возникнуть трудности в выражении эмоций, нужно сказать, что в этом ничего страшного нет, а, почему, они узнают в конце упражнения. Застенчивым ребятам может помочь кто-то из группы или сам ведущий. Очень часто ребята смеются. Действительно, когда та или иная эмоция выражается совершенно необычным способом, это выглядит смешно. Не нужно останавливать смех, а смеяться вместе с ними.
- Упражнение «Если бы я был…»
Цель: Формирование навыков самораскрытия.
Содержание: Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (стул, ручку, мороженое, шарик и т.д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.
- Упражнение: «Мой сосед слева».
Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях.
Содержание: Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других положительные оценки своих умений.
- Упражнение: «Мои сильные и слабые качества».
Цель: Формирование навыков адекватной самооценки.
Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой – свои слабые качества. Желающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и слабых черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяснить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, а вариант, как это сделать, можно найти всегда. (Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ведущий должен помочь им.
- Упражнение: «Хромая обезьяна»
Цель: Снижение эмоционального напряжения.
Содержание: Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, ее ужимки, походку. Затем ведущий говорит, что он запрещает думать об этой обезьяне в течение двух минут, и засекает время. Засмеявшиеся выходят в середину круга. В конце концов все участники оказываются там и вместе весело смеются.
- Рефлексия.
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: В группе обсуждается занятие, что понравилось, что нет.