Роль родителей в формировании личности ребенка
В семье формируется личность ребенка, именно родители являются примером жизненного воспитания человека. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых людей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви к ребенку и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного примера воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери и отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так, как они.. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как надо себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Психологи советуют родителям:
Постоянно показывайте ребенку, что вы его любите, несмотря ни на какие неудачи.
Будьте с ребенком всегда откровенны.
Не позволяйте обижать своего ребенка.
Следите за своей речью. Никогда не используйте унизительные слова.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
- Когда он болеет
- Перед сном и сразу после сна
- Во время еды
- Во время занятий и игры
- Непосредственно после душевной и физической травмы
- Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается
- Когда сам родитель находится в плохом настроении
Родителям нельзя:
- Припоминать старые обиды и проступки
- Наказывать лишением еды, прогулки. Нельзя наказывать трудом.
- Унижать ребенка. Презрительные выражения и насмешки унижают личность ребенка
Личности родителей играют важную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Это не так. Неблагоприятные черты характера как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, и ребенок лишен прочного фундамента родительской привязанности.
Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители.
В каждой семье складывается определенная система воспитания. Психологи выделяются 4 наиболее общие тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
1. Диктат в семье проявляется в систематическом проявлении родителями приказа и насилия, угроз, унижения ребенка. Такие родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление ребенка оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества его личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка. Дети в таких семьях вырастают психологически сломленными и агрессивными.
2. Излишняя опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. У детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, от общих проблем семьи.
3. При тактике «невмешательства» в семье сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни те, ни другие не переходят намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем такой вариант может встречаться, как в бедных и неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и в относительно устроенных, богатых и благополучных семьях, где родители заняты только карьерой и обеспечением материального благополучия своих детей. Дети и родители в таких семьях друг друга не понимают, в таких семьях нет доверия и любви. Дети из таких семей часто совершают правонарушения и преступления.
4. Сотрудничество в семье предполагает общие цели и задачи совместной деятельности. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь – такая семья становиться по-настоящему счастливой, где хорошо живется и взрослым и детям.
Еще А.С. Макаренко напоминал всем, «наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Чтобы вырастить достойного человека необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.