В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, начиная с 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) с целью ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них», постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283» в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, которые могут функционировать на II и III ступенях общего среднего образования. Указанные документы предоставили равные возможности как учащимся гимназий, так и школ на изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
«Прямая телефонная линия» по вопросам профильного обучения
Нормативное правовое обеспечение профильного обучения
Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2018 г. № 43
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году»
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
Мероприятия
- 11-12 марта 2019 г. — семинар-практикум «Читательская грамотность как основа развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» для учителей русского языка и литературы
- 1 марта 2019 г. — семинар-практикум «Инновации в работе школьной библиотеки как средство повышения интереса учащихся к чтению» для членов республиканской творческой группы библиотекарей учреждений общего среднего образования
- 18-22 февраля 2019 г. — повышение квалификации учителей русского языка и литературы, педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований «Реализация содержания и современных методических подходов в преподавании учебного предмета на базовом и повышенном уровнях»
- 15-16 ноября 2018 г. — тематический семинар для учителей физики и астрономии «Реализация современных методов и технологий в преподавании физики и астрономии на базовом и повышенном уровнях»
- 08–09 ноября 2018 г. – семинар-практикум республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках истории и обществоведения»
- 08–09 ноября 2018 г. — семинар-практикум для членов республиканской творческой группы учителей географии «Моделирование современных уроков географии: разработка методических материалов»
- 22–24 октября 2018 г. — тематический семинар (обучающие курсы) «Современный урок русского языка и литературы: подходы, технологии, методы»
- 21–24 августа 2018 г. — обучающие курсы (тематический семинар) «Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации профильного обучения» учителей английского языка (Моўныя школы для павышэння кваліфікацыі)
- 2–8 июля 2018 г. — XXIX методический летник. «Дидактические задания как основное средство организации познавательной деятельности учащихся» (Падзапрудзіліся)
- 14 мая 2018 г. — республиканский тематический семинар для учителей химии по теме «Использование ресурсов кабинета химии в образовательном процессе»
- 23-25 апреля 2018 г. — обучающие курсы (тематический семинар) для учителей химии «Методика решения расчетных задач по химии различного уровня сложности»
- 19-20 апреля 2018 г. – семинар-практикум «Современные подходы к обучению учащихся решению задач по физике разного уровня сложности» для учителей физики, методистов ИРО, Р(Г)УМК
- 9-13 апреля 2018 г. — повышение квалификации учителей русского языка и литературы, педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований «Реализация содержания и современных методических подходов в преподавании учебного предмета на базовом и повышенном уровнях» (Сцэнарый урока як мастацкі твор)
- 26–30 сакавіка 2018 г. — павышэнне кваліфікацыі «Рэалізацыя зместу і сучасных метадычных падыходаў у выкладанні вучэбнага прадмета на базавым і павышаным узроўнях»
- 13-14 сакавіка 2018 г. — Рэспубліканскі семінар-практыкум “Эфектыўная адукацыйная практыка рэалізацыі зместу па вучэбным прадмеце “Замежная мова” на вучэбных занятках з базавым і павышаным узроўнямі вывучэння”
- 8-9 февраля 2018 г.— семинар-практикум для педагогических работников учреждений общего среднего образования «Дидактико-методические особенности и современные подходы в работе с высокомотивированными учащимися по географии»
- 5-6 февраля 2018 г. – тематический семинар «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществоведения» для творческой группы учителей истории и обществоведения
Видеопанорама «Профильное обучение глазами учителей»
- по русскому языку и литературе
- по иностранному языку
- Зубрилина Инесса Владимировна, учитель-методист, победитель конкурса «Учитель года 2011», ГУО «Гимназия № 24 г. Минска», старший преподаватель Минского государственного лингвистического университета
- Короленя Наталья Николаевна, учитель английского языка ГУО «Гимназия № 7 г. Минска» квалификационной категории «учитель-методист».
- Грушко Наталья Дмитриевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 73 г. Минска», победитель Республиканского конкурса – 2014 профессионального мастерства педагогов в номинации «Иностранный язык».
- Шайнова Нелли Казимировна, учитель испанского языка высшей квалификационной категории ГУО «Лицей г.Борисова». Входит в состав квалификационной комиссии для проведения квалификационного экзамена учителей иностранных языков учреждений общего среднего образования при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.
- по математике
- по биологии
- по истории и обществоведению
- Горовиц Наталья Петровна, учитель-методист, ГУО «Средняя школа №5 г. Светлогорска» Гомельской области
- Деменковец Ирина Владимировна, директор ГУО «Лицей г. Новополоцка», учитель обществоведения высшей квалификационной категории, член республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения
- Галуза Галина Михайловна, учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района» Минской области, член республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения
- Заневская Елена С.тепановна, учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно», член республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения
- Мизавцова Елена Борисовна, учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 2 г. Сенно» Витебской области, член республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения
Методические материалы и разработки
- по белорусскому языку и литературе
- Удасканаленне арфаграфічных і пунктуацыйных навыкаў вучняў ва ўмовах профільнага навучання ў працэсе падрыхтоўкі да напісання творчых работ(Паляшчук Аксана Анатольеўна, настаўнік беларускай мовы і літаратуры вышэйшай катэгорыі ДУА «Сярэдняя школа №9 г. Мазыра»)
- Вывучэнне апавядання Міхася Зарэцкага «Кветка пажоўклая» (тэставае заданне, Х клас, павышаны ўзровень) (Навумчык Мікалай Іванавіч,настаўнік беларускай мовы і літаратуры кваліфікацыйнай катэгорыі «настаўнік-метадыст» ДУА «Маларыцкая раённая гімназія»)
- по русскому языку и литературе
- Комплект творческих заданий по русской литературе (10-11 классы, повышенный уровень)
- Методическая разработка урока русской литературы по теме «Женские образы в литературе и искусстве» (10 класс, повышенный уровень)
- Методическая разработка урока русского языка по теме «Бессоюзное сложное предложение: пунктуационная норма, выразительные возможности, текстообразующая роль» (11 класс, повышенный уровень)
- Методическая разработка урока русской литературы по теме «Символизм как миропонимание» (11 класс, повышенный уровень)
- Методическая разработка урока русской литературы по теме «А.П. Чехов “Попрыгунья”. Проблема истинных и ложных ценностей» (10 класс, повышенный уровень)
- Методическая разработка урока русского языка по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении (повторение и обобщение изученного)» (11 класс, повышенный уровень)
- мастер-класс Людмилы Алексеевны Кушнерёвой, учителя русского языка и литературы квалификационной категории «учитель-методист», «Развитие читательской компетентности учащихся на уроках русской литературы (повышенный уровень)»
- по географии
- Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме «Естественное движение населения. Миграции» (презентация). (Профильный класс)
- по биологии
- Заканамернасці наследавання прыкмет, вызначаныя Г. Мендэлем. Монагібрыднае скрыжаванне. Першы і другі законы Г.Мендэля (10 клас, павышаны ўзровень)
- Белки. Строение. Свойства. Функции (10 класс, повышенный уровень)
- по математике
- Методическая разработка урока математики по теме «Применение функционального метода при решении уравнений» (11-й класс, повышенный уровень)
- Урок математики по теме «Решение тригонометрических уравнений» (10-й класс, повышенный уровень)
- Эффективные приёмы и методы преподавания математики на базовом и повышенном уровне (презентация)
- Урок математики по теме «Решение тригонометрических уравнений. Применение формул двойного и половинного аргумента» (повышенный уровень, презентация)
- по физике
- Проект урока «Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение» (11-й физико-математический класс)
- Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» (10-й физико-математический класс)
- Оптика сферических зеркал
- по химии
- мастер-класс Аллы Анатольевны Долбик, учителя химии квалификационной категории «учитель-методист», «Использование возможностей современного химического оборудования ресурсного центра кабинета химии в урочное и внеурочное время”, “ Использование возможностей системы moodle, интерактивного опросника, программы Notebook 10 в урочное и внеурочное время”»
- Химические свойства алкенов. Урок в 10 классе (повышенный уровень обучения)
- «Перевёрнутый» урок по теме «Кислород. Озон» (11 класс, химико-биологический профиль)
- Систематизация знаний по теме «Взаимосвязь между классами неорганических соединений» (повышенный уровень изучения учебного предмета)
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
Степень окисления
- по истории и обществоведению
- Методическая разработка урока обществоведения по теме «Облик современного мира»(11 класс, повышенный уровень)
- Некоторые аспекты преподавания предметов обществоведческо-гуманитарного цикла в условиях профильного обучения (презентация)
- Распрацоўка ўрокаў па тэме “Першая сусветная вайна”, 9 клас (допрофильная подготовка)
Технологическая карта
«Верденская мясорубка» (видеофайл)
Атака «мертвецов» (видеофайл)
Дополнительный материал (основные действующие лица, участники войны, новые виды оружия, интересные факты)
Таблицы (рабочая, «Собери картинку»)
Вопросы для разминки
Задания для «вертушки»
Тест
Закрепление- Методическая разработка урока обществоведения по теме «Правовые основы общества»(10 класс, повышенный уровень)
План урока
Табліца (накірункі развіцця, дасягненні, праблемы, перспектывы)
Дадатковыя матэрыялы (табліца з датамі і падзеямі, дакументы, тэсты)
- по иностранным языкам
- Испанский язык, 11 класс. Предметно-тематическое содержание общения: «Два языка - две культуры» (филологический профиль)
- Английский язык, 10 класс. Предметно-тематическое содержание общения: «Пресса Великобритании» (филологический профиль)
- Английский язык, 10 класс. Предметно-тематическое содержание общения: «Мобильный телефон» (повышенный уровень)
- Английский язык, 11 класс. Предметно-тематическое содержание общения: «Великие люди нашего города» (повышенный уровень)
- Немецкий язык, 7 класс. Предметно-тематическое содержание общения: «Олимпийские игры» (повышенный уровень)
- Французский язык, 10 класс. Предметно-тематическое содержание общения: «Искусство» (повышенный уровень)
- Комплекс мер па падрыхтоўцы настаўнікаў замежных моў
- Профильное обучение: учебный предмет «Иностранный язык» (презентация)
- Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации профильного обучения (21-24 августа 2018 г., презентация)
- Английский язык, 10 класс. Предметно-тематическое содержание общения: «Город или деревня?» (повышенный уровень)
Адреса эффективного опыта реализации профильного обучения в регионах
- ГУО «Брестский областной институт развития образования»
- ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»
- ГУО «Гомельский областной институт развития образования»
- ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
- ГУО «Минский областной институт развития образования»
- ГУО «Минский городской институт развития образования»
- УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».