Памятка
по разработке программы объединения по интересам
Образовательная программа - совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Программа объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины разрабатывается коллективом или отдельным педагогом дополнительного образования на базе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи соответствующего профиля, рекомендуется к использованию решением педагогического совета, утверждается директором Дубровенского районного центра детей и молодежи и согласовывается с отделом по образованию Дубровенского райисполкома.
Программа объединения по интересам представляет собой нормативную модель организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи и разрабатывается с учетом Кодекса Республики Беларусь об образовании, других нормативных правовых документов в сфере образования, достижений педагогической науки и практики.
Программа объединения по интересам определяет цель и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля; уровни их изучения; срок получения дополнительного образования; учебно-тематический план; время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин; виды занятий; рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации программы объединения по интересам.
Содержание программы должно быть ориентировано на:
- создание условий для интеллектуального и духовного развития, социального, культурного и профессионального самоопределения, саморазвития и творческой самореализации личности учащегося;
- укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
- воспитание у учащихся чувства любви к своей Родине, историческому и культурному наследию, активной жизненной позиции, готовности трудится на благо своей страны.
Структура программы объединения по интересам
- Титульный лист
- Пояснительная записка
Пояснительная записка должна отражать общую характеристику программы объединения по интересам:
- отличительные особенности программы;
- актуальность, новизну и целесообразность;
- региональные особенности, социальный заказ участников образовательного процесса;
- возрастные особенности учащихся;
- специфику организации образовательного процесса в объединении по интересам данного профиля.
В пояснительной записке необходимо обозначить цель и задачи программы объединения по интересам. В типовой программе дополнительного образования детей и молодежи формулируется общая цель для всего профиля, а цель программы объединения по интересам должна отражать специфику конкретной программы в соответствии с образовательной областью и основным направлением объединения по интересам, быть конкретной и достижимой. Для формулировки цели лучше использовать существительные (например, создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.).
Задачи – это пути и способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании и развитии учащихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Формулировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной (например, развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.).
В пояснительной записке указывается объем и сроки освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, режим занятий – общее количество часов в год, количество часов и занятий в неделю, их периодичность и продолжительность. Общее количество часов может включать часы, предусмотренные на проведение индивидуальной работы и работы по подгруппам. В этом случае раскрывается обоснование необходимости данной работы.
Можно указать форму организации занятий (очные, очно-заочные, заочные, дистанционные и др.).
3. Учебно-тематический план
В разделе «Учебно-тематический план» представляются учебно-тематические планы на весь период реализации программы объединения по интересам по годам обучения в форме таблиц, в которых обозначены разделы и темы программы объединения по интересам с определением количества отведенных на их изучение часов (рекомендуемое количество часов на изучение одной темы программы не более 30), с разбивкой на теоретические и практические часы. Процентное соотношение теории и практики определяется в соответствии с типовой программой данного профиля.
4. Содержание образовательной области
Раздел «Содержание образовательной области» составляется в соответствии с учебно-тематическими планами на каждый год обучения и содержит краткую аннотацию каждого раздела или темы программы (с учетом количества часов). Может состоять из теоретической и практической частей, в том числе, включать проведение разноуровневых конкурсов, экскурсий, походов, участие в массовых мероприятиях и т.д. Содержание программы каждого года обучения оформляется отдельно.
- Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты должны соответствовать поставленной цели и комплексу задач. Они могут быть представлены в форме приобретенных знаний, умений и навыков или сформированных компетенций в соответствии с профилем и образовательной областью программы объединения по интересам. Ожидаемые результаты каждого года обучения должны отличаться по содержанию
- Формы подведения итогов реализации программы
В данном разделе указываются формы подведения итогов образовательного процесса после каждого года освоения программы объединения по интересам. Формы выбираются в соответствии с образовательной областью и спецификой деятельности объединения по интересам.
- Формы и методы реализации программы
В разделе «Формы и методы реализации программы» необходимо: кратко описать основные способы, формы и методы работы с учащимися, которые планируется использовать при изучении разделов и тем программы; указать педагогические технологии, применяемые педагогом дополнительного образования при организации образовательного процесса в объединении по интересам.
- Литература и информационные ресурсы
Указываются литературные и информационные источники, используемые в процессе реализации программы объединения по интересам, которые оформляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.
Оформление программы объединения по интересам
Текст набирается на листах формата А-4 в редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word,. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Каждый лист программы нумеруется. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Программа объединения по интересам должна иметь соответствующий стиль изложения.
Программа объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины должна иметь внутреннюю рецензию. Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета - внутреннюю и внешнюю рецензии.
Государственное учреждение образования
”Средняя школа № 1 г. Туров“
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Государственного учреждения
образования
”Средняя школа № 1 г. Туров“
______________В. Н. Лашкевич
”___“ _____________ 2020 г.
Программа объединения по интересам ”________________________“
(объединение по интересам ”____________________________“)
Профиль: ______________________________
Срок реализации: ___ год/лет
Возраст учащихся: ___ лет
Разработчик: Ф.И.О. (полностью), должность
*НА ПОСЛЕДНЕМ ЛИСТЕ ПРОГРАММЫ (ПОСЛЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ)
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела образования Житковичского райисполкома
_________Т. В. Русая
”___“ __________ 202__ г.