ПРАВИЛА
безопасности занятий по физической культуре и спорту
в учебных заведениях Республики Беларусь
(общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Правила безопасности являются обязательными и распространяются независимо от форм собственности на все действующие и реконструируемые учебные заведения Республики Беларусь при организации и проведении учебных занятий, как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях по физической культуре и спорту.
- Административный, педагогический и медицинский персонал учебных заведений, а также внешкольных учреждений, лагерей труда и отдыха, которым доверена и поручена учебно-воспитательная, физкультурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа с учащейся молодёжью (далее учащимися), и в том числе лиц общественного актива, должны руководствоваться настоящими Правилами, знать и строго соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащихся при занятии с ними физической культурой и спортом.
- Специалист физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию на уроках и внеучебных занятиях, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся. Они обязаны:
- перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятий, убедиться в надёжности и исправности спортинвентаря, надёжности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами, инструктировать учащихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;
- обучать учащихся безопасным приёмам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения, в необходимых случаях обеспечивать страховку;
- по результатам медицинских осмотров знать состояние здоровья, группу здоровья, медицинскую группу по физкультуре и функциональные возможности каждого учащегося, при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;
- после окончания занятий тщательно осмотреть места их проведения, отключить электроприборы и освещение.
- На администрацию учебного заведения, а также руководителей спортивных баз и комплексов различных подведомственных учреждений, которые несут материальную ответственность за содержание спортивного сооружения (спортивные школы, стадионы, бассейны, лыжные базы, катки, специализированные спортивные залы и другие помещения) для проведения с учащимися организованных занятий, тренировок и соревнований возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами.
- Непосредственно на медицинский персонал учебного заведения возлагается ответственность за проведение в установленном порядке (см. приложение № 1) лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществление контроля за соблюдением требований СанПиН за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
- Запрещается проведение занятий на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без присутствия лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
- При проведении учебно-спортивных занятий или соревнований на открытом воздухе необходимо руководствоваться действующими учебными программами по физической культуре.
- Разрешение на проведение занятий по физической культуре учебного заведения-новостройки выдаётся комиссией райисполкома с привлечением заинтересованных служб при введении его в действие в новом учебном году. Разрешение оформляется актом установленной формы (приложение№2).
- Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях всех типов должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, поддержание работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность, развитие индивидуальных способностей, отдых по интересам.
- Работники общеобразовательных учреждений обязаны проходить медицинское обследование в соответствии с действующими требованиями приказа Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29 сентября 1989 г. "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", "Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулёзом", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь, 1992 г., в соответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь по профилактике распространения дифтерии.
- В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь "О санитарно-эпидемйческом благополучии населения", ответственность за выполнение санитарных правил и норм возлагается на директора общеобразовательного учреждения, а также на других работников учреждения в объёме, определённом их функциональными обязанностями по обеспечению санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов. Постоянный контроль за выполнением санитарных правил и норм осуществляет медицинский персонал общеобразовательного учреждения.
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ К МЕСТАМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОМУ ИНВЕНТАРЮ
2.1. Требования к крытым спортивным сооружениям
- Устройство спортивных залов должно соответствовать действующим "Санитарным правилам содержания мест занятий по физической культуре и спорту", СНиПу "Общественные здания и сооружения" с учётом возрастных особенностей детей и требований учебно-воспитательного процесса.
- Полы спортивных залов должны быть упругими и без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую и окрашенную поверхность.
- Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий обязательно быть сухими и чистыми.
- Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м<sup>2</sup>.
- Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать места приземления после прыжков и соскоков.
- Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска стен и потолков должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен.
- Стены спортивного зала на высоту 1,8м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией, включающие в себя различные многокомплектные снаряды, приспособления или тренажёры должны убираться, чтобы не создавать травмоопасных выступов. Там, где есть возможность, желательно иметь закрывающиеся ниши для хранения различного мелкого и среднего раздаточного инвентаря. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать за разметку спортивного зала.
- Проём, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступающего порога.
- Оконные проёмы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам. Остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, а также устройство для открытия фрамуг с целью проветривания спортивного зала.
- Источники искусственного освещения спортивного зала (оптимальными являются люминесцентные лампы, имеющие цветовую температуру 3500° К) должны обеспечивать достаточное освещение (таблица № 1).
- Не допускается применение открытых (незащищённых) люминесцентных ламп.
- Светильники с люминесцентными лампами укомплектовываются пускорегулирующими аппаратами с пониженным уровнем шума.
- Расстояние между рядами светильников и внутренней (наружной) стеной должно быть 1,5м; между двумя рядами светильников – 2м.
- Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца.
Запрещается привлекать учащихся к очистке осветительной арматуры.
- В крытых спортсооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещённость не менее 0,5лк на полу по линии основных проходов и ступеней лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с автоматическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.
- Уроки физической культуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах путём открытия окон с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и скорости движения наружного воздуха не более 2 м/сек или фрамуг при более низкой температуре воздуха и большей скорости движения воздуха. Сквозное проветривание спортивного зала при температуре наружного воздуха ниже —10° С и скорости движения воздуха более 7м/сек, проводится в отсутствие учащихся.
- В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане эвакуации должно быть предусмотрено спасение учащихся с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений.
- Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала.
2.2. Требования к открытым спортивным сооружениям
- При планировке территории необходимо обеспечить безопасность пребывания учащихся на физкультурно-спортивных и игровых площадках.
- С целью предупреждения травм различные неровности, выбоины на спортивных площадках следует систематически засыпать и выравнивать. Занятия на мокрых площадках запрещаются. Дети должны быть обучены правильному пользованию спортивным инвентарём и оборудованием.
- Для учащихся начальной школы должна быть выделена отдельная зона отдыха с площадками, предназначенными для подвижных игр.
- Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, следует засевать невысокой, трудно вытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса, лугового мятлика, подорожника и др.).
- Оборудование игровых, физкультурно-спортивных площадок должно соответствовать возрасту учащихся.
Конструкции оборудования и отдельных сооружений должны быть надёжно закреплены; изготавливаться из разрешённых Министерством здравоохранения материалов; не должны иметь острых углов и выступающих деталей; поверхность деревянных конструкций должна быть гладкой и хорошо отшлифованной.
- Спортивные площадки должны быть установленных размеров в соответствии с общепринятыми стандартами (см. приложение № 3).
- Площадки нельзя ограждать канавками, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, могущих причинить травму.
- Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, не иметь бугров, ям, скользкого грунта, с продолжением не менее чем на 15м за финишную отметку.
- Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть просеян без посторонних предметов.
- Места, предназначенные для метаний гранаты и мяча, располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест (тротуаров, дорог, площадок и т.д.). Длина секторов для приземления снарядов должна быть не менее 60м.
- Место проведения занятий по лыжной подготовке - профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.
- Учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра. Иметь уклон не более 4°, а размеры её зависят от количества занимающихся, интервал между двигающимися лыжниками должен быть не менее 10 м.
- Учебно-тренировочный склон должен иметь уплотнённый снег без каких-либо скрытых препятствий, способных привести к травматизму.
- Площадки для катков в учебных заведениях должны быть ровными и толщина льда составлять не менее 15см, а уклон не более 10 мм/м. Толщина льда на естественных водоёмах, оборудованных под каток для обучения катанию на коньках, должна быть не менее 25см.
- Катки и конькобежные дорожки должны иметь ровную без трещин и выбоин поверхность. Все возникающие повреждения поверхности льда немедленно исправляются или ограждаются. Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадь не менее 8 м<sup>2</sup> на одного учащегося.
- В вечернее время освещение территории открытых спортивных площадок общеобразовательного учреждения обязательно и должно обеспечиваться исходя из нормы освещённости в 20-40 лк на поверхности земли.
2.3. Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
- Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах проведения занятий физкультурой и спортом, должны находиться в полной исправности и надёжно закреплены. Надёжность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале (акте) (см. приложение № 4). Основные размеры и методы испытания гимнастических снарядов приведены в приложении № 5.
- Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надёжно завинчены.
- Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещины, их необходимо заменить.
- Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой ветошью и зачищать шкуркой.
- Пластины для крепления крюков растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.
Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусениц на брусе, заметного искривления.
- Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.
- Гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предполагаемого срыва и падения.
- Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.
- Мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.
- Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.
- Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда (см. приложение № 6).
- Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с ростом учащихся и подогнан индивидуально:
- палки должны быть лёгкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, остриё для упора и ограничительное кольцо;
- поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусениц и сколов, скользящая поверхность должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соответствии с погодными условиями.
IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
4.1. По разделу "Гимнастика":
- Не допускается проведение уроков физической культуры в одном классе при объединении 2-х уроков в течение двух дней подряд.
- Гимнастический зал должен быть подготовлен к уроку согласно задачам, вытекающим из требований учебной программы.
- При занятиях в гимнастическом зале на снарядах необходимо использовать для рук магнезию или канифоль, которые хранятся в специальных укладках или ящиках с крышками, исключающих распыление.
- При разучивании и выполнении наиболее сложных гимнастических упражнений на снарядах необходимо применять следующие методы и способы страховки в зависимости от упражнения
"Размахивание в упоре"
Разучивается на низких брусьях. При размахивании в упоре на предплечьях надо одной рукой держать ученика за руку у плеча (обязательно спереди), а другой, подводя снизу под жердью, подталкивать по ходу маха вперёд под спину, не забывая своевременно убирать руку.
При размахивании в упоре на руках вначале следует поддерживать ученика двумя руками снизу жердей (одной под грудь, другой под спину) усиливая махи, а в дальнейшем подстраховывать, накладывая ладонь на руку ученика выше локтя (удерживая её на жерди).
"Подъём махом назад из размахивания в упоре на предплечьях"
Стоя сбоку, одной рукой захватить ученика за руку ближе к плечу, а второй по ходу маха назад подтолкнуть под бёдра снизу (под жердями). Если выполняется на концах брусьев, можно помогать, усиливая мах двумя руками, - одной под живот, а другой под бёдра.
"Подъём махом вперёд из упора на руках"
Помощь оказывается снизу под спину (рука снизу между жердями). Возможно падение вперёд, когда после подъёма при махе назад плечи остаются впереди. В этом случае надо поддерживать учащегося за руку (выше локтя) или быть наготове подхватить под грудь (снизу).
Кувырок вперёд из седа ноги врозь"
Вначале помогают, подталкивая одной рукой под спину учащегося, а другой, держа за ногу (за голень). В дальнейшем помощь оказывают двумя руками, подталкивая под спину.
"Подъём разгибом из упора на руках"
Когда подъём выполняется в сед ноги врозь, помогают лёгким толчком под спину; одной рукой держат в области лопаток, а другой – таза, удерживая его перед разгибом над жердями.
При подъёме в упор держат ученика одной рукой за руку у плеча (сверху), а другую подкладывают под спину и помогают лёгким толчком.
"Из размахивания в упоре на концах лицом наружу соскок с перемахом через одноименную жердь и поворотом на 90 градусов"
Стоя сбоку со стороны опорной руки, необходимо держать одной рукой выше локтя (обязательно спереди), а другой за предплечье, помогая в момент перемаха с соскока выполнить движение плечом вперёд - в сторону.
"Из виса присев на нижней жерди, толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь"
Подложив ладонь под поясницу, энергичным нажимом вверх-вперёд по ходу движения (по отношению к туловищу) помочь приблизить таз к верхней жерди и выйти в упор. Стоять надо под верхней жердью сбоку лицом к учащемуся и к концу толчка ногами другой рукой захватить спереди за голень, помогая удерживаться в упоре.
"Из виса лёжа на нижней жерди подъём переворотом в упор на верхнюю жердь"
Помощь оказывают двумя руками, держа одной за поясницу, а другой за плечо, стоя сбоку внутри брусьев. При выходе в упор придержать учащегося за носок ноги.
"Спад и подъём завесом с перехватом за верхнюю жердь"
Сопровождать учащегося по ходу движения, придерживая и помогая двумя (под спину). Стоять сбоку внутри брусьев. Вначале целесообразно оказать помощь нажимом на бедро маховой ноги.
"Вис прогнувшись"
Разучивается на низкой перекладине. Необходимо одной рукой держать ученика за запястье, а другой – поддерживать за ноги, помогая принять нужное положение. Страховать можно и накладывая ладонь сверху на кисть, прижимая её к снаряду, чтобы она не соскользнула.
"Соскок углом назад"
Стоя снаружи, одной рукой держать за руку (опорную) выше локтя, а другой нажимом сбоку изнутри помочь выполнить соскок. Можно поддерживать учащегося сзади двумя руками за поясницу. Если учащийся не может правильно выполнить перемах, лучше стоять внутри брусьев и держать его одной рукой за руку у плеча, а другой подтолкнуть (под бедро) ноги в сторону.
"Мах дугой из упора"
При разучивании упражнения на низкой перекладине на помощь ставят двух человек (по бокам от выполняющего мах). Они находятся впереди у перекладины, стоя к ней плечом, и, подводя руки под снаряд, чтобы с началом движения подхватить тело снизу одной рукой (дальней от снаряда) под ноги, а другой – под спину.
При разучивании упражнения на высокой перекладине преподаватель стоит под грифом сбоку от учащегося и старается удержать от преждевременного спада вниз (поддерживая под таз и спину), направляя движение вперёд по дуге. Особо внимательным надо быть в момент окончания маха вперёд и первого маха назад, чтобы подхватить учащегося двумя руками.
"Вис на согнутых ногах"
Рукой придерживать за голени ближе к стопам, предохраняя от соскальзывания ног со снаряда. При выполнении соскока в упор присев, поддерживать учащегося снизу, подводя одну руку под плечо, а другой - удерживая тело под живот, чтобы помочь вовремя согнуть ноги и мягко приземлиться, предохраняя от падения плашмя.
"Перемахи в упоре"
На низком снаряде поддерживать за руки, стоя спереди-сбоку от ученика; ближней рукой прочно обхватив руку ученика выше локтя, а другой поддерживать за предплечье (но не наоборот), регулируя движение тела в нужную сторону. При перемахах из упора верхом в упор сзади или перемахах на высоком снаряде удобнее помогать сохранять равновесие, крепко держа ученика за носок ноги.
"Подъём завесом"
Помощь оказывают по ходу движения нажимом сверху на бедро маховой ноги, другой рукой поддерживают ученика под спину. Стоять сбоку со стороны маховой ноги.
"Подъём переворотом"
В момент маха ногой, подтолкнуть ученика снизу под бедро, помогая прижаться животом к перекладине, а другой рукой поддержать под плечо (или под спину). Когда ученик ляжет животом на перекладину, нужно поддержать его за ногу, чтобы удержать в нужном положении при разгибании тела. При подъёме переворотом на высоком снаряде помогают в момент сгибания ног (после предварительного подтягивания) толчком снизу под поясницу, поддерживая другой рукой под плечо, чтобы не дать преждевременно разогнуть руки и помочь сделать переворот. После выхода в упор придержать за носок ноги.
"Размахивания в висе на высокой перекладине в соскоки"
Стоять под перекладиной сбоку, сопровождать движение тела учащегося по ходу маха и быть наготове поддержать под грудь или под спину.
В заключение этого раздела необходимо отметить, что учащиеся должны быть ознакомлены с инструкцией (см. приложение № 7 п. 1).
4.2. По разделу "Лёгкая атлетика":
- При ветре более 5 м/сек, температуре воздуха не ниже -15°С и повышенной влажности необходимо увеличивать время, отведённое на разминку перед выполнением основных нагрузок, связанных с бегом, прыжками или метанием. Разминка, связанная с легкоатлетическими упражнениями, должна быть более интенсивной.
- В зависимости от вида легкоатлетической подготовки и места проведения выбирают ту одежду и обувь, которые соответствуют конкретным условиям занятий.
- Во время проведения занятий по метанию нельзя находиться в зоне броска, пересекать эту зону. Тем, кто выполняет функции судьи и находится вблизи мест приземления снаряда нельзя поворачиваться спиной во время выполнения метания.
- Запрещается производить произвольные метания, оставлять без присмотра спортивный инвентарь, который не используется в данный момент на уроке или тренировочном занятии.
- Хранить и переносить спортивный инвентарь необходимо в специально приспособленных ящиках или чемоданах. В ненастную погоду необходимо предусмотреть наличие ветоши для обтирания снарядов при повторных бросках или метаниях.
- Приступая к занятиям с использованием легкоатлетического инвентаря, преподаватель обязан ознакомить учащихся с инструкцией по технике безопасности и контролировать её выполнение при занятиях по данному виду лёгкой атлетики (см. приложение № 7 п. 2), а они должны знать и строго выполнять данную инструкцию.
4.3. По разделу "Лыжная подготовка":
- Одежда для занятий на лыжах или коньках должна быть лёгкой, тёплой, не стесняющей движений.
- Уроки лыжной подготовки должны проводится при температуре не ниже - 15° С со скоростью ветра не более 3м/сек.
- При сильном морозе необходимо поручать учащимся следить друг за другом и сообщать преподавателю о первых признаках отморожения.
- При утомлении или ухудшении самочувствия учащийся должен быть отправлен на базу в сопровождении товарища.
- Вначале занятий по лыжной подготовке лыжня обязательно проверяется преподавателем.
- Крепление лыж к обуви должно быть удобным для пользования, прочным и надёжным. Во избежание путаницы, лыжи и ботинки к ним должны иметь один номер. Правая лыжа отличается от левой буквой "п" под номером.
- Перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения – движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну. Группу учащихся разрешается водить с лыжами только по тротуару или левой обочине дороги не более чем в два ряда. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие. Они обязаны иметь красные флажки, а с наступлением темноты и в тумане – зажжённые фонари: впереди белого цвета, а позади – красного.
- Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя, строго поочерёдно для каждого занимающегося. Между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.
- Проходить к катку, расположенному на естественном водоёме, можно только по проложенным дорожкам, нельзя собираться на льду большими группами.
- При движении по конькобежной дорожке запрещается резко останавливаться, а также отдыхать, стоя на ней.
- При обучении на льду новичков следует применять страховку каждого выполняющего самостоятельное движение, используя для этой цели барьеры, поручни.
- Запрещается кататься на обычных коньках на специализированных катках и конькобежных дорожках. На таких катках бегают только на беговых коньках.
- Учащиеся должны знать и строго выполнять Инструкцию для учащихся при лыжной и конькобежной подготовке (см. приложение №7 п. 3).
4.4.По разделу "Плавание" (регламентируются Типовыми правилами обеспечения безопасности при проведении занятий в бассейнах Республики Беларусь, утверждённыхМСиТРБ 13.03.1995г.):
- Допуск учащихся в воду (выдача пропусков в бассейн) проводится в присутствии только того преподавателя или тренера, фамилия которого указана в расписании. Любая замена одного преподавателя или тренера другим должна быть согласована с администрацией учебного заведения. Если обучение плаванию проводит тренер, то преподаватель или мастер производственного обучения, учитель СШ в этом случае становятся непосредственными помощниками, выполняющими различные организационные функции, участвующими в самом процессе обучения, а главное, помогающими контролировать учащихся во избежание несчастных случаев на воде.
- Проведение на естественных водоёмах занятий разрешается только в отвечающих санитарным требованиям специально отведённых и оборудованных для этих целей местах. Места купания (обучения плаванию) учащихся и их оборудование должно быть согласовано с местными советами органов ОСВОДа и районными центрами гигиены и эпидемиологии.
При выборе места для обучения плаванию на естественных водоёмах следует руководствоваться указаниями, изложенными в рекомендациях по обучению учащихся плаванию:
- естественное дно водоёма в месте, выделенном для купания или днище купальни, оборудованной на естественном водоёме, должно быть ровным;
- глубина воды от 0,7 до 1,3 м;
- скорость течения (движения) воды не более 0,3м/сек;
- дно естественного водоёма должно быть песчаным и очищенным от коряг, камней, водорослей, железных и других предметов, представляющих опасность для учащихся;
- места для купания (обучения' плаванию) должны быть ограждены;
- при проведении занятий должны быть в наличии спасательные средства (спасательные круги, верёвки, шесты, в необходимых случаях спасательные лодки и т.д.).
- При невыполнении необходимых для проведения занятий по плаванию условий, учитель должен принять меры к устранению факторов, мешающих их проведению, а в случае невозможности это сделать – отменить занятие.
- Все учащиеся должны знать и строго выполнять Инструкцию для школьников при обучении их плаванию (см. приложение № 7 п. 4).
V. ТРЕБОВАНИЯ К ОКАЗАНИЮ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ И ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЁТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С УЧАЩИМИСЯ
- Первая доврачебная помощь пострадавшему должна быть оказана любым членом педагогического состава или учащимися в соответствии с Правилами оказания этой помощи (приложение № 8).
- При оказании первой доврачебной помощи могут быть использованы все находящиеся под руками оказывающего данную помощь стерильные средства, а также препараты, лекарства, инструмент из аптечки, которая должна храниться в специально отведённом месте при каждом спортивном сооружении.Спортивный зал школы должен быть обеспечен носилками, иметь адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.
- После оказания первой доврачебной помощи следует направить пострадавшего в лечебное учреждение или сообщить в соответствующий отдел здравоохранения.
- Расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время учебно-воспитательного процесса проводится в соответствии с Положением о расследовании и учёте случаев, происшедших с учащимися учебных заведений всех типов и детей, находящихся во внешкольных и дошкольных учреждениях системы Министерства образования Республики Беларусь.