Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
Всего 118 человек
Голосование
В субботу вы хотели бы:
Всего 114 человек
Голосование
Каковы по вашему мнению причины употребления наркотиков?
Всего 82 человека
Голосование
По вашему мнению, Наркоман - это
Всего 111 человек
Голосование
Наркомания - одна из серьезнейших проблем белорусского общества, так ли это?
Всего 96 человек
Голосование
Ваше отношение к здоровью?
Всего 282 человека
Голосование
Какой у Вас самый любимый предмет?
Всего 614 человек
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Всего 312 человек

Методические рекомендации «Дополнительное образование детей и молодежи в 2018/2019 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты».

Дата: 6 октября в 15:16
Автор: Мороз Т. П.

Приложение к письму

Министерства образования

Республики Беларусь

«_____» ______________2018 г. №

Методические рекомендации «Дополнительное образование детей и молодежи в 2018/2019 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты».

Содержание

  1. Общие положения.

  2. Особенности  организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

2.1. Актуальные аспекты содержания дополнительного образования детей и молодежи.

2.2. Современные формы организации дополнительного образования детей и молодежи.

3. Организация методического сопровождения деятельности педагогических работников, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.

 Заключение.

Приложение. Нормативное правовое обеспечение.

  1. Общие положения

Сфера дополнительного образования детей и молодежи, характеризующаяся гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, в настоящее время стремительно развивается, что отвечает вызовам быстро изменяющегося мира, в котором все рамочные и базовые компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективной профессиональной деятельности и подготовки учащихся к будущей успешной жизни.

Дополнительное образование детей и молодежи реализуется на всех уровнях образования. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования детей и молодежи состоит в том, что оно «призвано выполнять задачу преобразования жизненного пространства в мотивирующее пространство личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям национальной культуры белорусского народа»[1]. Преимуществом дополнительного образования детей и молодежи является добровольность и персонализация: учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами и  склонностями, а также форму, режим и темп ее освоения.

В рамках взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений образования (всех уровней), реализующих образовательные программы основного образования,[2]рекомендуем наладить работу по системному выявлению и дальнейшему сопровождению одаренных детей и молодежи, имеющих способности к различным видам деятельности, базирующуюся на реализации нового поколения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета, учебной дисциплины. При этом важно обеспечивать комплексную поддержку деятельности детских и молодежных научно-исследовательских сообществ.

Одной из стратегических задач системы дополнительного образования является создание инновационных площадок и парков, в которых каждый обучающийся может проявить и развивать свои способности в атмосфере свободы и творчества.

Приоритетным направлением в целевых установках учреждений дополнительного образования детей и молодежи должна быть профилактика и коррекция асоциального поведения. Необходимо уделить пристальное внимание формированию у молодых людей активной гражданской позиции, вовлечению их в общественную деятельность, организации занятости молодежи в свободное время; формированию экономической культуры личности, вовлечению молодежи в инновационную деятельность, повышению ее предпринимательской активности[3].

Экспериментальная деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи должна рассматриваться как условие обеспечения качества и повышения эффективности образовательного процесса, обеспечивать повышение профессионального уровня педагогов.

Основными задачами в сфере дополнительного образования детей и молодежи[4] являются:

обеспечение качества и повышение эффективности дополнительного образования детей и молодежи;

совершенствование организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на повышенном уровне;

обеспечение инновационного характера деятельности объединений по интересам различных профилей;

развитие экологического  образования в интересах ресурсосбережения, устойчивого развития общества через сеть объединений по интересам экологического и технического направлений;

привлечение детей и молодежи в сферу высоких технологий и инноваций, научно-исследовательскую деятельность (инновационные площадки и парки);

создание новых возможностей для освоения учащимися современных и будущих профессий, профессиональных компетенций;

развитие органов ученического и студенческого самоуправления, активизация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В учреждениях дополнительного образования должна быть создана комфортная, креативно-коммуникативная среда, которая характеризуется ситуацией успеха для каждого обучающегося и является благоприятной для самоутверждения и самореализации, а, следовательно, и для эффективного осуществления дальнейшего саморазвития. Организация работы в сфере дополнительного образования должна быть направлена на осуществление процесса социализации в позитивном и правопослушном направлении и строиться на принципах занимательности, преемственности, систематичности, доступности.

Информация о нормативном правовом обеспечении деятельности системы дополнительного образования детей и молодежи размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь/ Идеологическая работа и воспитание/ Нормативные правовые акты. http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/normativnye-pravovye-akty/index.php

Сайт Министерства образования Республики Беларусь/ Идеологическая работа и воспитание/ Дополнительное образование детей и молодежи. http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/molodezhi/

Национальный образовательный портал/ Педагогам/ Нормативные правовые документы http://adu.by/ru/uchitelyu/normativnye-pravovye-dokumenty.html

  1. Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

2.1.             Актуальные аспекты содержания

Учреждения образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, предоставляют учащимся многообразие содержательных аспектов в различных видах деятельности: художественной, технической, спортивной, экологической, социально-экономической и др. В этой связи обращаем внимание на необходимость развития в новом учебном году сети объединений по интересам по следующим направлениям: культурно-этнографическому, профессионально-ориентирующему, духовно-нравственному, социально-адаптирующему.

Рекомендуем развивать сеть объединений по интересам эколого-биологического и технического направлений, ориентирующих детей на выбор тех специальностей, которые в будущем будут создавать основу белорусской экономики, технологической и экономической безопасности нашей страны.

Важным направлением в работе учреждений образования в 2018/2019 учебном году остается ориентация на инженерно-технические специальности цифровой экономики XXI века и инновационные рабочие профессии будущего.

Целесообразно предусмотреть разработку и реализацию проектов для участия в конкурсе «ТехноИнтеллект» по следующим направлениям: техническое конструирование; энергетика и электротехника; экология и рациональное природопользование; современные и перспективные материалы; энергосберегающие технологии; робототехника, автоматика и интеллектуальные системы; радиоэлектроника; информационные системы и технологии; мультимедийные технологии; авиациякосмонавтика и аэрокосмическая техника и др.

Обращаем внимание, что в целях привлечения обучающихся к занятиям инновационным, техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью в ноябре 2018 года будет проведена республиканская неделя технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее».

Необходимо активизировать разработку и реализацию программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения таких образовательных областей, как генетика, селекция, гидробиология, ботаника, прикладная микология и др.

В 2018/2019 учебном году учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – РЦЭиК) открывает новое направление дистанционного обучения – «Ландшафтный и интерьерный дизайн», в рамках которого предполагается освоение знаний в области экодизайна, архитектуры, дендрологии, садоводства; знакомство с интересными фактами из жизни растений и животных; проведение занимательных опытов и экспериментов; формирование навыков научно-исследовательской работы; овладение мастерством ландшафтного проектирования, фитодизайна, декоративно-прикладного творчества.

2.2. Современные формы организации дополнительного образования детей и молодежи

Современные требования к совершенствованию системы дополнительного образования детей и молодежи определяют необходимость конструирования новых форм организации деятельности, таких как: интенсивные модульные образовательные программы; предметно-практические лаборатории; развивающие и формирующие среды (интерактивные музеи, реальные и виртуальные тренажеры и т. д.).

Актуальным является внедрение современных форм профессиональной ориентации и организации занятости детей и молодежи в свободное от учебы время, поддержка их творческой и предпринимательской инициативы; развитие движения JuniorSkills в Республике Беларусь. Так в целях ранней профориентации, выявления талантливых детей, развития их творческих способностей учреждение образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества» (далее – РЦИиТТ) проводит один раз в 2 года республиканский конкурс по основам профессиональной подготовки среди учащихся   учреждений общего среднего образования «JuniorSkills Belarus». Особое внимание следует уделить реализации содержательных направлений, связанных с номинациями конкурса «JuniorSkills Belarus»: мобильная робототехника, графический дизайн, прототипирование, сетевое и системное администрирование, инженерный дизайн CAD, нейротехнологии, технологии беспилотных летательных аппаратов, мультимедийная журналистика, веб-дизайн, дизайн, моделирование одежды, флористика.

В 2018/2019 учебном году продолжит свою работу информационный центр по атомной энергии, созданный на базе РЦИиТТ. Основными задачами центра являются профориентация учащихся на технические специальности, востребованные на Белорусской АЭС; продвижение технологий в области атомной энергетики. В рамках деятельности центра планируется проведение многочисленных образовательных конкурсов, выставок, вебинаров, семинаров, конференций для учащихся, студентов, педагогов, широкой общественности.

На базе РЦИиТТ продолжит работу интерактивная просветительская студия «Экотехнум».Приоритетные направления работы студии: продвижение идей энергосбережения, принципов энергоэффективности, профессиональная ориентация учащихся на экологические специальности.

Комплекс мероприятий по реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы предполагает проведение стартап-мероприятий, направленных на формирование экономической культуры, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, повышение ее предпринимательской активности. Рекомендуем реализацию проектов «Стартап-школа» в рамках дополнительного образования детей и молодежи с целью развития у обучающихся предприимчивости, формирования практических навыков предпринимательской деятельности, формирования личностных качеств, необходимых для успешной самореализации и осознанного профессионального самоопределения. В процессе реализации деятельности объединения по интересам «Стартап-школа» предполагается использование упражнений на формулирование и проверку бизнес-гипотез, выполнение командных заданий, бизнес-презентаций, деловых игр и разнообразных видов самостоятельной деятельности.

В деятельности учреждений образования по реализации эколого-биологического и социально-экономического профилей образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи особое внимание следует уделить организации работы бизнес-компаний, агроусадеб, агропарков, информационных центров, демонстрационно-образовательных площадок, ресурсных центров, научно-исследовательских лабораторий. В новом учебном году предполагается открытие на базе РЦЭиК подразделения «Эко-технопарк», а также республиканского ресурсного центра по мониторингу окружающей среды «Зеленая школа».

Продолжится профориентационная работа по организации и проведению учащимисяпрофессиональных проб, моделирующих основные элементы профессиональной деятельности цветовода, рабочего зеленого строительства, лесовода и др. Рекомендуется принять участие в работе «Республиканской школы актива юных лесоводов», созданной в целях оказания помощи школьным лесничествам, расширения и углубления знаний учащихся о лесе и его обитателях сайт РЦЭиК/ Обучение/ Очно-заочное обучение/ Республиканская школа актива юных лесоводов/http://eco.unibel.by/obuchenie/ochno-zaochnoe_obuchenie/respublikanskaya_shkola_aktiva_yunyix_lesovodov/; «Республиканской дистанционной школы по биологии», организованной в целях углубления и расширения знаний учащихся по биологии и экологии сайт РЦЭиК/ Обучение/ Очно-заочное обучение/ "Школа биологии" заочной (дистанционной) формы обучения/ http://eco.unibel.by/obuchenie/ochno-zaochnoe_obuchenie/zaochnaya_(distanczionnaya)_shkola_po_biologii_2016_%E2%80%93_2017).

Одним из значимых направлений в деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является культурно-досуговая деятельность, которая предполагает создание условий для развития детей и молодежи в свободное от учебных занятий время через обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса.

В целях повышения эффективности работы с лидерами детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления, развития молодежных инициатив, волонтерского движения на базе Национального центра художественного творчества детей и молодежи (далее – НЦХТДиМ) созданы Республиканский молодежный центр и Республиканский волонтерский центр. В рамках деятельности вышеуказанных центров планируется организация в ноябре 2018 года национального молодежного форума, в мае 2019 года – национального детского форума, республиканского слета волонтерских отрядов и лидеров волонтерского движения и других мероприятий (сайт НЦХТДиМ/ Республиканский молодежный центр http://nchtdm.by/kreativnoinnovacionnyj_molodezhnyj_cent/ ).

На базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется организация зональных центров для проведения мероприятий в шестой школьный день, «выездных суббот» по месту жительства обучающихся в сельской местности[5].

При организации мероприятий шестого школьного дня, а также массовых мероприятий в каникулярное время предлагается творчески использовать образовательные и досуговые услуги республиканских и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Одним из векторов совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи является развитие детско-юношеского туризма. С целью популяризации спортивного туризма, спортивного ориентирования и спортивного скалолазания в 2019 году запланировано проведение республиканской спартакиады среди детей и молодежи (туризм спортивный, ориентирование спортивное, скалолазание спортивное). Рекомендуется осуществлять необходимую подготовительную работу по комплектованию сборных команд для участия в республиканских и международных соревнованиях; особое внимание уделить подготовке команд к участию в ежегодном «Туристском слете учащихся Союзного государства», в республиканском конкурсе на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя», к участию в мероприятиях республиканской недели туризма и краеведения (май).

Актуальным направлением в реализации дополнительного образования детей и молодежи является музейная педагогика. Рекомендуется шире использовать потенциал музеев, в том числе в шестой школьный день и каникулярный период; продолжить работу по подготовке региональных музейных программ; включать музеи учреждений образования в региональные туристско-экскурсионные маршруты.В новом учебном году на базе РЦЭиК продолжит работу республиканская очно-заочная (дистанционная) школа дополнительного образования детей и молодежи «Музейное дело», направленная на профессиональную подготовку учащихся по разным направлениям музейной и экскурсионной работы.

При выборе экскурсионных маршрутов рекомендуем использовать перечень рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов, размещенный на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (http://rctkum.by/about).

Экскурсионные программы с интерактивными элементами, выездные экологические экскурсии, путешествия по экологическим тропам и маршрутам Беларуси предлагает РЦЭиК для учащихся и родителей. Руководствуясь перечнем экскурсионных объектов и туристических маршрутов[6], учреждениям образования целесообразно разработать план образовательных экскурсий, туристских маршрутов и походов.

В целях активизации сотрудничества учреждений образования и государственных музеев системы культуры по вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего среднего образования целесообразно, руководствуясь перечнем, разработать план образовательных экскурсий и туристических маршрутов на год (полугодие), в том числе по посещению государственных музеев, учитывая сроки изучения разделов учебной программы, юбилейные и праздничные даты Республики Беларусь, возрастные особенности учащихся, интересы и возможности учащихся и их законных представителей, а также территориальное расположение экскурсионных объектов, дальность маршрутов и включить его в годовой план воспитательной и идеологической работы учреждения образования.

Учитывая положительный опыт работы учреждений образования и государственных музеев, значимость культурно-образовательной деятельности, рекомендуем продолжить практику сотрудничества и организации совместных мероприятий (музейных проектов и акций, конкурсов, фестивалей, праздников; выездных мини-выставок, мультимедийных презентаций, мастер-классов, лекций и др.) в учреждениях образования во внеучебное время, на каникулах и в шестой школьный день. В этой связи обращаем внимание на необходимость оформления соответствующих документов в рамках действующего законодательства об образовании и культуре.

В Год малой родины должна быть продолжена работа по проведению социально-значимых культурных мероприятий, направленных на сохранение историко-культурного наследия, развитие народных традиций, воспитание любви к Отечеству. Использование эффективных форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности позволит наиболее полно донести до обучающихся богатство духовного и культурного наследия нашего народа (квест-игра, викторины на знание архитектурных и природных памятников, литературных и музыкальных произведений); изучить историю родного края (конкурсы, виртуальные путешествия по страницам истории, тематические вечера, концертные программы, театрализованные представления).

В целях гражданского и патриотического воспитания обучающихся в рамках изучения истории, культуры и природы своей малой родины реализуются мероприятия республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». В 2018/2019 учебном году будут организованы республиканские конкурсы: исследовательских работ «Спадчына Беларусі»; творческих работ «Шляхам добрых спраў»; фоторабот «Зямля пад белымі крыламі»; творческіх работ «А ў нашай хаце свята».

Будет продолжена работа по реализации гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце», направленного на разработку и создание тематических туристско-экскурсионных маршрутов; создание промопродукции о туристических возможностях родного края (фотографии, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.); исследование историко-культурных и природных объектов, возрождение региональных культурных традиций.

В рамках республиканской программы мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018-2020 годов под знаком Года малой родины планируется проведение республиканских мероприятий: республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву» (январь 2019 г. – декабрь 2020 г.); республиканского конкурса юных флористов и ландщафтного дизайна «Кветкі малой радзімы»; республиканской экологической акции «Сцяжынкамі бацькаўшчыны» (январь 2019 - ноябрь 2020 г.).

Значимым мероприятием Года малой родины станет проведение республиканского форума юных экскурсоводов, в рамках которого будут представлены проекты – презентации региональных туристско-экскурсионных объектов. Республиканский конкурс научных краеведческих работ учащихся (2019 год) станет площадкой для реализации и представления научных проектов учащихся страны в различных областях краеведческой деятельности (условия проведения конкурсных мероприятий размещены на сайте РЦЭиК/ Отделы и секторы/ Отдел краеведения и патриотического воспитания/ http://rctkum.by/divisionstext/krajaznaucy).

Особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным предстоящим II Европейским играм, которые состоятся в Минске в 2019 году. Это значимое международное спортивное событие должно найти свое отражение в организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, встреч с известными спортсменами, конкурсов рисунков, плакатов, видеороликов и др., а также на информационных стендах и Интернет-сайтах.

Необходимо предусмотреть проведение в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи мероприятий, связанных с важными для Республики Беларусь юбилейными датами: 100-летием Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ); 25-летием Конституции Республики Беларусь; 45-летием со дня присвоения Минску почетного звания «Город-герой»; 75-летием освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Рекомендуется участие в республиканских акциях БРСМ «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!»; в проектах «Цветы Великой Победы», «Квітней, Беларусь!», в сборе «Я – пионер своей страны»; в мероприятиях недели патриотизма «Славлю Отечество!» и др.

В целях популяризации изобразительного и декоративно-прикладного творчества, приобщения учащихся к национальному наследию в 2018/2019 учебном году НЦХТДиМ организует ряд республиканских мероприятий: XXII республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка»; республиканский конкурс детского творчества «АрхНовация – 2018»; республиканский конкурс детского творчества «Иди за мечтой», посвященный ІІ Европейским играм 2019 года; республиканская выставка-конкурс детских художественных проектов «New Impression/ новое впечатление» среди коллективов изобразительного творчества учреждений дополнительного образования детей и молодежи, имеющих звание «Заслуженный», «Народный»,  «Образцовый».

В ноябре 2018 года будет организован и проведен открытый фестиваль-конкурс детского творчества «Творчество без границ» (хореография, вокальный, инструментальный, театральный, цирковой жанры, художественное слово, театр моды). В период с ноября 2018 года по март 2019 года состоится V республиканский смотр-конкурс детского творчества «Здравствуй, мир!» среди учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

В 2018/2019 учебном году будет продолжена реализация проектов с участием учащейся и студенческой молодежи: международный культурологический проект «Грани творчества 2019»; XXVIII республиканский фестиваль-конкурс моды и фото «Мельница моды – 2019»; республиканский информационно-профориентационный проект «ПРОФ-БУМ»; республиканский фестиваль художественного творчества учащейся и студенческой молодежи «АРТ-вакацыі». Состоится ряд мероприятий по поддержке и развитию интеллектуального творчества и КВН-движения: «Gaudeamus» – открытый республиканский турнир по интеллектуальным играм среди команд учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; Открытый Кубок НЦХТДМ по интеллектуальным играм среди школьников («Осень 2018», «Зима 2019», «Весна 2019»); XXVI республиканский чемпионат по интеллектуальным играм среди школьников; II республиканский турнир «Летний Кубок Чемпионов» по интеллектуальным играм (август 2019); чемпионат Республики Беларусь по игре КВН «В будущее с улыбкой» среди школьных команд (сентябрь 2018 – март 2019 г.).

В целях формирования положительного общественного мнения о значимости дополнительного образования детей и молодежи в системе образования Республики Беларусь с 4 по 8 сентября пройдет республиканская неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в рамках которой состоится международная научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодежи: опыт, проблемы и перспективы (НЦХТДиМ).

В течение учебного года предусмотрено проведение республиканских мероприятий для детей и молодежи в соответствии с календарем республиканских мероприятий учреждений дополнительного образования детей и молодежи на 2018/19 учебный год (сайт РЦИиТТ/ События/ http://www.rcitt.by/doings); сайт НЦХТДиМ/Методический портал/ http://method.nchtdm.by/; сайт РЦЭиК/ Мероприятия/ Планы мероприятий/ Календарный план мероприятий на 2018/2019 учебный год/ http://eco.unibel.by/meropriyatiya/planyi_meropriyatij/proekt_kalendarnogo_plana_meropriyatij_na_2018/2019_uchebnyij_god.html).
3. Организация методического сопровождения деятельности педагогических работников, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи

Совершенствование учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является одним из условий успешного проектирования пространства персонального образования в рамках освоения программы объединения по интересам. В 2017 году разработаны новые типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по 12 профилям[7]. Структура типовых программ дополнительного образования детей и молодежи дополнена новыми разделами: «Образовательные области»; «Учебно-тематический план»; «Содержание образовательных областей». В соответствии с профилями образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи определены содержательные аспекты образовательных областей, цели и задачи их изучения; разработаны учебно-тематические планы; раскрыто содержание разделов (тем) согласно учебно-тематическим планам, что значительно облегчает разработку программ объединений по интересам как с базовым, так и с повышенным уровнем изучения образовательной области, экспериментальных и индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи.

Обращаем внимание, что утверждение Министерством образования программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области предполагает определенный порядок и независимую экспертизу[8]. Программы объединений по интересам должны соответствовать следующим требованиям: современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рациональность, контролируемость, корректируемость. Реализация программ должна обеспечивать возможность дифференцированного и вариативного образования, освоение индивидуальных образовательных маршрутов. При разработке содержания программ объединений по интересам необходимо в полном соответствии с типовой программой определенного профиля указать образовательную область и конкретизировать направление реализации программой данной образовательной области. Структура программы объединения по интересам должна соответствовать структуре типовой программы. (Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины соответственно профилям размещены на сайтах республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи).

НЦХТДиМ в 2018 году организует республиканский конкурс программ объединений по интересам культурно-досугового профиля; в 2019 году состоится республиканский конкурс программ объединений по интересам художественного профиля (образовательная область «Хореография»); II Республиканский конкурс разработок литературного материала для детского театра будет проходить в период с марта 2019 года по март 2020 года.

Определяющим условием обеспечения качества и повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность педагогов, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.

Педагогическим коллективам рекомендуем активно включиться в систему региональных и республиканских методических мероприятий (научно-практические конференции, форумы, мастер-классы, семинары-практикумы, методические выставки, конкурсы образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи), в ходе которых обсуждаются актуальные вопросы дополнительного образования детей и молодежи, представляются передовые технологии, распространяется лучший педагогический опыт.

Дополнительные возможности эффективного профессионального взаимодействия в новом учебном году предоставляют консультационный сетевой навигатор, созданный в рамках инновационного проекта «Республиканский методический кластер», виртуальный консультационный центр, дистанционная мастерская по проектированию программ объединений по интересам (сайт НЦХТДиМ/ Республиканский методический кластер/ http://method.nchtdm.by/respublikanskij_metodicheskij_klaster/).

В 2018/2019 учебном году будет продолжена работа по подготовке педагогов дополнительного образования к работе с учащимися в рамках «Детской научно-экспериментальной лаборатории по изучению природоохранных ресурсов» и «Детской научно-экспериментальной лаборатории по изучению биоразнообразия и антропогенных факторов водных экосистем» (сайт РЦЭиК/ Обучение/ Отделы и объединения по интересам/ Отдел экологии/ Детская научно-экспериментальная лаборатория по изучению биоразнообразия и антропогенных факторов водных экосистем"/ http://eco.unibel.by/obuchenie/obedineniya-po-interesam/otdel_ekologii_i_ekskursionno-kraevedcheskoj_rabotyi/detskaya_nauchno-eksperimentalnaya_laboratoriya_po_izucheniyu_bioraznoobraziya_i_antropogennyix_faktorov_vodnyix_ekosistem.html)

Продолжит работу онлайн-мастерская по оказанию методической помощи педагогам в подготовке материалов, необходимых для аттестации на присвоение высшей квалификационной категории; в разработке программ с дистанционной формой получения дополнительного образования детей и молодежи, индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи, программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины. В рамках подготовки педагогов к проведению занятий объединений по интересам по робототехнике будут организованы обучающие семинары, практические занятия, мастер-классы и онлайн-консультации (сайт РЦИиТТwww.rcitt.by Не найдено! .

Заключение 

В целях дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи в 2018/2019 учебном году необходимо обеспечить:

активное внедрение новых форм, методов и технологий в образовательный процесс, открытие новых, востребованных объединений по интересам, новых направлений деятельности детских школ искусств;

обновление содержания образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с их интересами, потребностями семьи и общества;

расширение сети объединений по интересам по различным профилям в учреждениях образования;

внедрение современных форм профессиональной ориентации и организации занятости детей и молодежи в свободное от учебы время, поддержку их творческой и предпринимательской инициативы;

создание условий для реализации социально значимых и общественных проектов, детских и молодежных инициатив в рамках совместной деятельности учреждений образования с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями (пионерская организация, ОО «БРСМ», студенческие профсоюзы и др.).

Необходимо продолжить работу по организации качественного информационного сопровождения деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в том числе: обеспечение информационной и методической поддержки Интернет-проектов, творческих Интернет-ресурсов, создаваемых обучающимися.

Отечественная система дополнительного образования детей и молодежи как открытая социальная система призвана обеспечить условия для формирования гражданской позиции, лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей и молодежи в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, общественно-гуманитарной и другой образовательной деятельности.

Приложение 

Нормативное правовое обеспечение

Деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи в 2018/2019 учебном году регламентируется:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Указом Президента Республики Беларусь от 22.04.2015 г. № 166 «О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы»;

Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2017 г. № 31;

Приказом Министра образования от 19.01.2017 г. № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 23.10.2017 г. № 641 «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины»;

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 г. № 742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»;

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 18.05.2018 г. № 412 «Об организации оздоровления детей в летний период»;

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 28.05.2018 г. № 431 «О проведении республиканской акции «Малая родина: эстафета добрых дел»;

Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а;

Правилами автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2011 г. № 59 «Об утверждении инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18.03.2008 г. № 24»;

Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 149;

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 г. № 15/27/23 «Об утверждении концепции профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь»;

Правилами оказания туристических услуг, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2014 г. № 1064;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 82;

Концепцией организации молодежного волонтёрского (добровольческого) движения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.11.2015 г. № 128;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования республики Беларусь от 22.02.2016 г. № 9;

Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 г. № 250;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»;

Инструктивно-методическим письмом Министерства образования «О некоторых вопросах организации участия, обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей» от 19.11.2015 № 21/6236/дс;

Инструктивно-методическим письмом Министерства образования «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в 6-ой школьный день» (http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php);

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с критериями и показателями, размещенными на сайте Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/molodezhi/v-portfel/).


[1] Приказ Министра образования Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. №742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»

[2] Статья 12 Кодекса Республики Беларусь об образовании

[3]Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы

[4]Приказ Министра образования Республики Беларусь 29 ноября 2017 г. №742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»

[5]Приказ Министра образования от 19.01.2017 №21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»

[6]Сайт учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (http://rctkum.by/)

[7] Утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. №123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»  

[8]Приказ Министра образования от  23.10.2017  №  641 «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.